629008, г. Салехард,
ул. Губкина д 13 к 10
+7 904 475 50 00
Весь сайт

Секульпы

Впервые селькупы упоминаются в письменных источниках XVI века. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда». Орда, насчитывавшая до 400 воинов и возглавляемая князцом Воней, оказывала упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам — кодским хантам. Воня состоял в унии с сибирским ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты русским ясака (дани). Лишь после сооружения в 1598 году Нарымского острога «Пегая Орда» была подчинена московскому царю. Часть селькупов ушла в северные земли, на р. Таз — тогда и началось формирование северной группы «остяко-самоедов». С тех пор северные и южные селькупы оказались разделены — между ними лежат земли, занятые ваховскими хантами и елогуйскими кетами.

В дорусский период у селькупов были распространены укреплённые городки «коч» («кэтты»), обнесённые рвом, валом и частоколом; подступы к ним охранялись засеками с настороженными луками самострелами. Позднее селения строились без оборонительных сооружений, обычно на высоких берегах рек при устьях притоков, проток, стариц. Жилищами служили землянки «карамо», каркасно-столбовые дома, приваленные песком или дёрном («чуй-мо», «пой-мо»), у северных селькупов — чумы ненецкого или эвенкийского типа.

Главными отраслями хозяйства южных селькупов была охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. У северных селькупов средством передвижения служила упряжка оленей (оленеводство было заимствовано селькупами у ненцев и эвенков). Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьём для изготовления зимней меховой одежды «парка», «сокуй», обуви «пеема».

Пушнина играла роль торгового эквивалента и средства уплаты податей. В XIX веке меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок «сарум». Росомаха или красная лисица приравнивалась к одной такой связке, песец или соболь — к трём. В XVII веке удачливый охотник за зимний сезон мог добыть до 200 соболей и 2000 белок. В пересчёте на деньги белка стоила 1-2 копейки, соболь — 1 рубль (на международных рынках того времени цена чёрных нарымских соболей доходила до 200-300 рублей за штуку). Необходимые селькупам привозные товары стоили относительно недорого: например, топор — 30 коп., речное дощатое судно — 5 руб. Во внутреннем обмене товарами служили также рыба, олени, лошади, луки со стрелами, лодки.

В торговле с русскими на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди селькупов выделялись «таксыбылькуп» (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей.

В дорусский период (до XVI века) у селькупов было высоко развито керамическое производство: из глины изготовлялась не только разнообразная посуда, но и курительные трубки, грузила для сетей, литейные формы, тигли, детские игрушки, культовая скульптура. С XVII века гончарство полностью исчезло. В это же время под воздействием торговли пришло в упадок местное ткачество, основанное на обработке крапивного волокна «саатчу» («сота»). Ремесленные товары селькупов не выдержали конкуренции с более массовой продукцией русского производства. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество; прежде селькупские кузнецы («чотрлькум») славились среди соседних народов умением изготовлять оружие, панцири, шлемы, маски, зеркала, украшения. В настоящее время среди северных селькупов наибольшей известностью пользуются мастера по изготовлению лодок-долблёнок и мастерицы по пошиву меховой одежды.

Имеются свидетельства о занятиях в прошлом южных селькупов примитивным земледелием — разведением табака, возможно, ячменя («аариа»). В нарымском диалекте сохранились выражения, указывающие на древность местного земледелия — например, «кырачь меды» (расчищать лесную чащу), «выляль до-тьггы» (рыхлить землю), «сочаптико» (садить, вырастить), «чо-ко» (жернова). Широкое распространение имело собирательство корня сараны, ягод, орехов. Земледельческая культура селькупов, как и их ремесленное производство, была утрачена под воздействием возрастающей конкуренции с привозными продуктами русского производства. Закупать хлеб, ткани, гончарные и металлические изделия оказалось выгоднее, чем производить их в местных условиях. Кроме того, определённую роль, очевидно, сыграла колониальная политика русских властей, которые были заинтересованы в селькупах, как поставщиках ценной пушнины, полностью зависимых от русского импорта, но селькупы как самодостаточный этнос были им не нужны.

Растительное сырьё дополняло основной — мясо-рыбный пищевой рацион. Выпекались лепёшки из ячменной муки («мыр-са») и сараны («тогул»), приготовлялось собственное хлебное вино («уль»). Одним из распространённых блюд была заквашенная в бруснике рыба. Обычной пищей являлось варёное и сырое мясо, варёная или запечённая на огне рыба.

Традиционная общественная структура селькупов существенно изменилась под воздействием российской и советской государственности. В XVII веке ещё различались «лучшие люди» (сомаль-кумыт), «богачи» (коумде), «простые люди» (манырелькумыт), «нищие» (сегула), «рабы» (кочгула). Во главе отдельных общин стояли «богатыри» (сенгира) и «князцы» (кок). Особую роль играли шаманы, часто выступавшие вождями общин и целых военных объединений.

В XVIII веке селькупы были обращены в православие. Тем не менее, в их мировоззрении сохранилась традиционная языческая основа. К примеру, по представлениям селькупов, Вселенная делилась на Неба (Ноп), Землю (хозяйкой которой выступает Илынта Кота — «Старуха Жизни») и Преисподнюю (Кызы). Все три сферы связаны рекой, по которой на семивесельной лодке «ронтык» шаман может спуститься в Нижний мир, а также деревом, по зарубкам или ветвям которого шаман взбирается в Небо. Среди шаманов («тэтыпы») выделяются «сумпытыль куп» (камлающий в светлом чуме) и «камытырыль куп» (шаманящий в тёмном чуме). Шаманы непременно обладали музыкальным и поэтическим даром — каждой весной на празднике Прилёта Птиц шаман исполнял новую песню.

Согласно этнографическим исследованиям, в древности селькупы практиковали обряд воздушного погребения.

В 1911-1912 и 1914 годах изучением языка, фольклора, бытовой культуры и традиционного жизненного уклада селькупов занимались экспедиции финского лингвиста и этнографа Кая Рейнгольда Доннера (1888-1935).

В настоящее время богатая и самобытная культура селькупов все больше уступает место современным стандартам. Сохранению традиций, помимо общеизвестных причин, препятствует и территориальная разобщённость народа — три его части относятся к различным административно-территориальным образованиям, и контакты между ними затруднены. Селькупы — один из народов, целостность и культура которых находятся на критической грани. В течение 20 столетия численность селькупов сократилась почти вдвое.

Cайт создан при финансовой поддержке Проектного офиса развития Арктики www.porarctic.ru